Конспект урока по предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности»
5
класс
Учитель Прейшев В.А.
Тема урока: Опасная отрава или средства бытовой химии
Цель урока: выяснить степень
опасности препаратов бытовой химии и научиться правилам безопасного обращения с
ними
Задачи:
·
Научить
определять степень опасности препаратов бытовой химии и разработать правила их
хранения;
·
Развивать критическое
мышление, умения работать в группе, решать логические задачи творческого
характера;
·
Формировать
чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
Педагогические технологии:
технология развития навыков критического мышления, работа в группах, решение
изобретательских задач.
Необходимое оборудование:
компьютерная презентация, различные этикетки от препаратов бытовой химии
План урока:
1. Приглашение к обсуждению,
активизация интереса к теме, целеполагание.
2. Основная часть:
А) Игра «верю- не верю» (
выявление уровня знаний);
Б) Плюсы и минусы препаратов
бытовой химии (работа в группах);
В) Классификация препаратов бытовой
химии (практическая работа);
Г) Составление
памятки-инструкции ( работа в группах);
Д) Первоначальное закрепление
знаний: решение ситуативных задач.
Е) Деловая игра «Требуется
идея».
3. Подведение итогов.
Выставление оценок.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вводное слово учителя: Эти вещества есть и в большом количестве в
каждом доме. Они выпускаются нашей промышленностью в твёрдом, жидком,
порошкообразном и других видах. Без них современный человек не представляет своей
жизни, так как они помогают ему.
Как вы думаете о чём идёт
речь?
Правильно, это препараты
бытовой химии. Приведите примеры этих средств. Но я сегодняшний урок хотел бы
назвать несколько иначе - полезная отрава \ слайд №1\, как вы думаете почему?
Правильно, все эти средства безопасны
только при условии их правильного использования и хранения, но стоит только
человеку нарушить эти правила, они становятся смертельно опасными. Исходя из
этого сформулируйте , пожалуйста, задачи сегодняшнего урока./слайд №2/.
2. А) Предлагаю вам поиграть
со мной в игру « верю- не верю».Сейчас на экране вы увидите список утверждений.
Все, кто соглашается с утверждением, поднимает руку. Затем я подсчитываю,
сколько человек согласились с утверждением, а сколько нет.
/ слайд 3№/
утверждения
|
согласились
|
не согласны
|
1. Насчитывается более 1000
наименований препаратов бытовой химии
|
|
|
2. Ежегодно около 300 тыс.
отравлений, в том числе почти 20 тыс. со смертельным исходом связано в нашей
стране с препаратами бытовой химии
|
|
|
3. Для эффективной очистки
оконных стёкол можно использовать подсолнечное масло
|
|
|
4. Более 3 тыс. лет тому
назад на Ближнем Востоке научились получать мыло
|
|
|
5. После работы с
препаратами бытовой химии нужно тщательно вымыть руки
|
|
|
6. Любой из препаратов
бытовой химии можно заменить более простыми и безвредными средствами
|
|
|
7. Обязательно после
покупки препарата бытовой химии внимательно прочитайте инструкцию по
использованию
|
|
|
8.Все упаковки с
препаратами бытовой химии должны быть обязательно подписаны
|
|
|
9. Вся «домашняя химия» вредна
для здоровья человека
|
|
|
10. Аэрозоли нельзя хранить
вблизи источников тепла
|
|
|
Б) А теперь выясним, что вы
знаете об использовании бытовой химии. Поскольку в теме сегодняшнего урока есть
противоречие - полезная со знаком «+» и
отрава со знаком «-« ,
Давайте попытаемся его
разрешить и выяснить, чего больше полезного или вредного в этих средствах. Разбейтесь
на группы и выполните следующее задание. Разделите лист бумаги на две половины,
напишите на одной из них «хорошо», на другой «плохо» и запишите в них
соответствующие характеристики вредных и полезных свойств бытовой химии./ слайд
№4/. Методом «мозгового штурма» дети составляют список того, что им известно.
Подводится итог этой работы делается вывод, что бытовая химия в современных
условиях необходима, человек не может без неё обходиться, но нужно уметь её
правильно использовать, а для этого нужно знать её свойства..
В) По степени и
характеру опасности для человека бытовые
химикаты можно разделить на четыре группы:
1.Относительно
безопасные. На их упаковках отсутствуют надписи, предупреждающие об опасности.
/ слайд № 5\
2.Опасные
для глаз и кожи. На их упаковках есть предупредительные надписи, например:
«Беречь от попадания в глаза», « Не допускать пападания на кожу».
/ слайд № 6/
3. Огнеопасные. На флаконах и баллончиках
с такими веществами написано:
«Огнеопасно», « Не хранить возле огня» /
слайд №7\
4.Ядовитые с надписями на упаковке:
«Яд!», «Ядовито!» / слайд№ 8/
У вас на партах лежат упаковки
от разнообразных средств домашней химии. Внимательно изучите инструкции и
определите степень опасности этих веществ. Данные занесите в таблицу. Например:
/ слайд №9/
Название
|
Назначение
|
Внешний вид
|
Степень опасности
|
1. Мыло
|
Средство гигиены
|
Твёрдый предмет
|
Относительно безопасное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка результатов этой
работы пройдёт в виде игры. На экране вы увидите изображения некоторых препаратов бытовой химии. Если вы
считаете, что они безопасны, то должны вытянуть руки вверх, как бы доставая его
с высокой полки. Если вы считаете их относительно безопасными, то должны
присесть, как бы поднимая что-то с пола. Если вы уверены, что они огнеопасные,
сделайте наклоны туловища в левую и правую сторону.
Ну и, наконец, если оно
ядовитое - покачайте головой . Если всё понятно, начнём.
/ слайды 10-17/
Г) Однажды в одном городе
произошёл такой случай. Пятилетняя девочка увидела на столе бутылку из-под
лимонада. При первом же глотке закричала от боли. Оказалось, что мать держала в
этой бутылке уксусную эссенцию. В чём причина этого несчастного случая?
Правильно, нарушены правила хранения бытовой химии. Давайте опять объединимся в
группы и составим небольшую инструкцию по правилам хранения препаратов бытовой
химии. Что бы направить ход ваших мыслей в правильную сторону воспользуйтесь
опорными словами: хранить, использовать, не допускать, нельзя. / слайд № 18\
Результатом работы должна стать примерно такая
инструкция:
1.Хранить отдельно от пищевых
продуктов, желательно, где есть вытяжка.
2. Нельзя использовать для
игр и не по прямому назначению.
3.Не допускать попадания в
рот, нос, глаза!
4. Хранить все вещества в
заводской упаковке и обязательно подписанными.
5. Проверять сроки хранения и
использования этих веществ.
6. Нельзя хранить эти
вещества около огня!
7. Нельзя выбрасывать тару
из-под средств бытовой химии у дома, в дороге, на лоне природы.\19слайд\
Д) А теперь выясним, сможете
ли вы применить полученные знания при решении обычных жизненных ситуаций. Ваша
задача- внимательно выслушать предлагаемую ситуацию и объяснить, кто поступает
неправильно и почему?
1. Папа с сыном обрабатывали
раствором ядохимикатов деревья и кустарники в саду от вредителей- насекомых, у
них остался раствор. Чтобы не отравиться они вылили его в пруд. Опаздывая на
автобус, они не успели переодеться и поехали домой в той же одежде, в которой
проводили обработку.
2. Люда торопилась успеть
постирать бельё до прихода мамы. Она взяла пачку со стиральным порошком и
быстро стала сыпать его в стиральную машину, наклонившись над ней как можно ближе,
чтобы увидеть, сколько насыпать порошка.
3. Папа закурил. Была
включена газовая плита. Мама в этот момент наносила из аэрозольного баллона
чистящую жидкость на кафельную плитку.
4. Мама стала обрабатывать
дихлофосом кухню от мух, не убрав со стола вымытую посуду.
Обсуждение и анализ
предложенных ситуаций.
Е) Предлагаю деловую игру
«Требуется идея!». Нужно решить изобретательскую задачу, которая была
предложена на конкурсе в Англии.( эту задачу можно решить в классе, при
недостатке времени это может стать домашним заданием)
Учитель даёт задание:
Придумайте такой флакон для хранения опасных веществ, который бы исключал
возможность случайного употребления этого вещества не по назначению.
3.Подведение итогов урока.
Выставление оценок. |